Эксперты рассказали о перспективах российского шинного рынка в новых условиях
Michelin, Bridgestone и Continental приостанавливают российские производства. Из иностранных игроков в РФ продолжают работу заводы Pirelli, Yokohama, Titan («Волтайр-Пром») и Nokian, однако последняя не поставляет шины для первичной заводской комплектации, продавая их только в рынок, отмечает «Коммерсантъ».
В рознице потребители вряд ли столкнутся с дефицитом летних шин, так как традиционно ассортимент выпускается заранее, чтобы к началу сезона продукция уже была отгружена на склады дистрибуторов. На темпах выпуска летнего ассортимента этой зимой мог сказаться высокий спрос на зимнюю резину, но вряд ли критично, отметил источник издания на рынке. К тому же, как следует из данных ROIF Expert, в 2021 году на 30% рос объем импорта шин и покрышек в РФ, включая китайские марки. Импорт шин из Европы, вероятнее всего, остановят введенные 15 марта санкции, хотя планка по стоимости неясна из формулировок ограничений: это может быть от 300 или же от 5 тыс. евро.
Детальная статистика рынка шин давно не публикуется, в 2019 году лидерами среди производителей в ROIF Expert называли «Нижнекамскшину», Nokian и Cordiant.
Собеседник «Коммерсанта» на рынке отмечает, что ситуация с производством у шинников быстро меняется и может зависеть от работы автозаводов. Сейчас большинство последних простаивает и отгрузок на конвейер нет, но в случае запуска производства шинникам могут грозить штрафы.
Сами шинники объясняют остановку не только протестом в отношении ситуации в Украине, но и общими для всей промышленности проблемами с поставками. Так, в Michelin прямо указали на трудности с поставками сырья и полуфабрикатов. В Bridgestone (останавливает производство с 18 марта) говорили о «серьезных проблемах, вызванных перебоями в цепочке поставок и логистике, волатильностью национальной и иностранной валюты». Один из источников издания добавляет, что традиционно проблемы связаны с натуральным каучуком, которого нет в РФ, а также «широким перечнем химии».
Как отмечает глава Центра отраслевых исследований Андрей Костин, речь может идти о материалах для корда и ускорителях вулканизации. С этим согласен основатель Engineering & Consulting PFA Александр Гадецкий. По его словам, сейчас ускорители вулканизации вообще не производятся в России, хотя раньше выпускались на ряде предприятий.
Эксперт считает, что оперативно организовать внутреннее производство вполне реально, например, на «Волжском Оргсинтезе», если будет «соответствующая политическая воля».
Аналогичная ситуация, отмечает он, с другим необходимым элементом — ингибитором старения шин, который раньше выпускал «Новомосковский Оргсинтез». Производство кордного ПЭТ, который сейчас полностью импортируется, может быть, по мнению господина Гадецкого, налажен на профильных предприятиях малой мощности, например, «Тверском ПЭТ» или «Сенежском ПЭТ».
Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что проблемы на шинном рынке начались еще в 2021 году на фоне подорожания сырья. Сейчас они резко усугубились, а также стал фактически невозможен экспорт, на который ориентировалось большинство иностранных заводов. Однако аналитик согласен, что «как минимум какая-то часть» летнего ассортимента уже у дистрибуторов и проблемы дефицита прямо сейчас возникнуть не должно: «Вообще, летняя резина — это первичная комплектация, и из-за роста цен часть покупателей отложат покупку, кто-то купит шины на вторичном рынке — износ пар колес сильно отличается, поэтому часто есть интерес к покупке или продаже одной или двух шин».
Удалов добавляет, что китайские поставщики, которые «почти наладили логистику», могут существенно увеличить объемы импорта. Сложности, уточняет эксперт, скорее возникнут у автоконцернов: шины оговариваются при сертификации автомобиля, их замена требует переоформления.
Возобновление работы заводов по производству покрышек может затянуться из-за нехватки сырья, считают специалисты отрасли, которых опросили «Известия». По словам испытателя шин издания «Авторевю» Олега Растегаева, такие компоненты резиновой смеси, как сажа, сера, искусственный каучук и силика (диоксид кремния), выпускаются отечественными предприятиями. Основными поставщиками натурального каучука являются Вьетнам, Индонезия и другие страны Юго-Восточной Азии, которые не заявляли о каких-либо ограничениях и санкциях в отношении России. Однако ряд химических компонентов, необходимых для создания покрышек, производится в Европе, подчеркнул он.
«Это, прежде всего, различные присадки, масла, отвердители, благодаря которым во многом и формируются свойства той или иной модели шины. Найти альтернативу поставщикам этих компонентов будет проблематично», — заявил Растегаев.
В компании Avito считают, что проблем с выбором необходимой модели и типоразмера покрышек на данный момент нет. На сайте представлено более 700 тыс. объявлений о продаже летней резины.
Не отмечают ажиотажного спроса на шины и независимые специалисты. По словам маркетолога компании Auto3N Марины Белоглядовой, ситуация с покрышками на рынке достаточно спокойная.
«В настоящий момент мы не видим резкого увеличения спроса на шины. Однако рост цен на них достаточно серьезный: некоторые модели шин подорожали на 50%», — сообщила она.
«За последние две недели цены поднялись очень сильно. На импортные бренды – Michelin, Pirelli, Bridgestone – взлетели просто до безумия! Ну кто, скажите, будет покупать шину за 20 тысяч рублей? Шины, которые раньше стоили четыре тысячи, сейчас продаем за восемь, – обрисовал ситуацию продавец шин Алексей из Казани. – Думаю, теперь автомобилисты вынужденно перейдут на дешевые марки, которые раньше не пользовались особой популярностью из-за качества, и будут стирать шины “до нуля”, только потом покупать новые. С поставками товара тоже большие проблемы. Если раньше можно было приобрести партию с отсрочкой платежа, сейчас – только за наличные с оплатой здесь и сейчас. Импортные поставки в Россию свернули. Фуры с шинами, которые заказали еще до введения санкций, стоят на границе, и непонятно, что с ними будет. Так что ассортимент оскудеет, возможен дефицит».
По мнению Растегаева, многие автомобилисты пока еще не задумывались о смене резины. Он не исключает, что через какое-то время владельцы некоторых моделей автомобилей могут столкнуться с трудностями в поиске шин. По его словам, в зоне риска в первую очередь машины с колесами большого размера (20 дюймов и больше).
«Как правило, такие типоразмеры поставляются на заказ, на складах у продавцов этих шин немного. В условиях приостановки экспорта и нарушения привычных логистических маршрутов с их доставкой в нашу страну могут возникнуть сложности», — полагает он.
Кроме того, эксперт не исключил, что из-за нехватки сырья в перспективе с перебоями по выпуску шин столкнутся и другие производители покрышек в нашей стране, в том числе и отечественные бренды.
Рост цен на новые шины, а также их возможный дефицит заставят автомобилистов обратить внимание на подержанную резину, полагают специалисты. По мнению Растегаева, в некоторых ситуациях «бэушная» покрышка может стать неплохой альтернативой. К выбору такой резины надо подходить особо тщательно, предупреждает он. Помимо глубины рисунка протектора следует внимательно изучить боковину покрышки: при неправильном хранении она может деформироваться и потрескаться. От покупки такой шины лучше отказаться. Также эксперт рекомендует проверить посадочную плоскость — ту часть шины, которая соприкасается с диском и обеспечивает герметичность колеса. Из-за потертостей, трещин и заусенцев на ней покрышка не будет плотно прилегать к диску и станет «травить» воздух, отметил Растегаев.
В 2021 году шинная индустрия России показала очень хорошую динамику после пандемийного 2020-го: согласно данным Росстата, производство шин для легковых автомобилей увеличилось на 25,5 % до 47,2 млн штук, для грузовиков, автобусов и троллейбусов – на 3 % до 7 млн штук, для сельскохозяйственной техники (комбайнов, тракторов и т.д.) – на 1,7 % до 1,7 млн штук. Теперь можно с полным основанием прогнозировать спад выпуска шин не только по итогам первого квартала, но и всего года, и причины не только в Украине, пишет «ФедералПресс».
«Часть иностранных производителей шин действительно объявила о приостановке заводов по выпуску шин в России. Но тут есть нюанс: на автомобильном рынке весь прошлый год наблюдалось падение выпуска автомобилей. Дефицит привел к росту стоимости, поэтому и производители, и покупатели автомобилей стали экономить на комплектующих», – говорит Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «Универ Капитал».
В нынешнем году выпуск автомобилей снова падает (теперь уже из-за ухода зарубежных концернов). И иностранным шинникам, хочется им того или нет, приходится замораживать бизнес в нашей стране из-за падения спроса на их продукцию. «Если автопроизводитель останавливает выпуск машин, каскадно останавливаются и все связанные с ним предприятия», – добавил Артем Тузов.
«Многое будет зависеть от стратегии компаний, их финансового состояния, поддержки со стороны акционеров и властей. Но главное, что сейчас ситуация меняется и главной движущей силой на шинном рынке могут стать потребители», – прогнозирует Дмитрий Баранов, ведущий эксперт «Финам Менеджмент».
Снижение активности западных брендов дает хорошие шансы их российским конкурентам на рост выпуска. «Отечественные производители шин могут увеличить свою долю на рынке, однако иностранные бренды все равно останутся в списке наиболее востребованных у отечественных автовладельцев. Изменения в шинной промышленности в ближайшее время будут зависеть от того, каково финансовое положение российских компаний, производящих шины, окажут ли им помощь власти и в каком объеме, могут ли они существенно увеличить объем выпуска», – отметил он.
По мнению Баранова, спрос на шины может стать меньше, зато может быстрее развиваться вторичный рынок шин, их станут больше ремонтировать и повторно эксплуатировать.
Одновременно может увеличиться ввоз шин из Китая. Как раз на днях Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) приступила к расследованию в отношении поставок из КНР шин для грузовиков: несмотря на действующую с 2015 года высокую пошлину на их импорт в страны Евразийского экономического союза (к их числу относится и Россия) их ввоз ничуть не уменьшился. Поэтому расследование ЕЭК, даже если оно подтвердит факт обхода поставщиками пошлины, никаких последствий (в виде новых пошлин) может не иметь – чтобы не допустить дефицита грузовых шин.
По словам Тузова, потребители на вторичном рынке уже вместо премиальных иностранных шин выбирают российские (занимающие до 40% рынка) и китайские. Значит, именно завоз шин из КНР сможет восполнить возможный вакуум на внутреннем рынке России – для тамошних поставщиков он является стратегически важным.
Правда, пока шины дорожают, например, в Ульяновской области и Приморском крае цены на них удвоились. «Рост цен может достигнуть 20%, учитывая общую инфляцию по стране, – предполагают в «Фридом Финанс». – Российские предприятия способны заменить продукцию останавливающихся заводов иностранных компаний, но для этого потребуется некоторое время на модернизацию и перераспределение производственных мощностей».
Аналитики автомобильного портала Drom заявили «Российской газете», что «рост цен на 15-20%, который мы видим сегодня, – это только первая волна удорожания шинной продукции в этом году».
«Дефицита на рынке шин прямо сейчас возникнуть не должно. Но основная проблема сегодня касается именно популярных размеров: в розничных торговых точках и даже в интернет-магазинах широкого предложения востребованных версий, как это было еще в прошлом году, не наблюдается (не исключено, придерживают до “лучшей цены” в пик сезона). А на имеющиеся в наличии цена может оказаться экстремально спекулятивной. Сложно спрогнозировать, что будет дальше с предложением и ценами на шины. Нет смысла даже советовать по возможности оттянуть сезонную переобувку и приобрести шины уже по окончании пика спроса. Ведь если рубль стабилизируется или даже слегка укрепится, начавшиеся перебои в производстве и поставках шин продолжат свое негативное влияние на рынок», – отмечают эксперты.
Ситуация на рынке действительно сложная, однако повышенный спрос наблюдался и ранее. Об этом в беседе с «Лентой.ру» рассказал главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. «На российском рынке [в 2021 году] шин продали больше, чем 2020 году. И все это было подстегнуто ажиотажным спросом на автомобили, в том числе и на вторичном рынке. Ведь когда люди покупают машины на вторичном рынке, очень часто сразу меняют шины, — оценил ситуацию автоэксперт. – Это привело к тому, что в течение 2021 года цены на автомобильные шины выросли на 30 процентов, при этом спрос на них так и не снизился. Сейчас, когда люди понимают, что завтра все станет еще дороже, этот ажиотажный спрос подогревается еще сильнее. Тем более когда некоторые производители временно приостанавливают свою работу — как производство в России, так и импорт. Поэтому да, проблема есть».
В то же время он отметил, что пока в наибольшей степени это касается шин более высокого ценового диапазона, особенно больших типоразмеров. «Если автомобилисты, у которых машины с 14 и 15-дюймовыми колесами, могут перевести свой взгляд на продукцию отечественных компаний, то найти альтернативу шинам более дорогих брендов в больших типоразмерах гораздо сложнее», — сказал Кадаков.
Он также добавил, что, возможно, имеет смысл заранее купить зимний комплект покрышек, если уже сейчас ясно, что это придется сделать осенью.
«В выигрыше окажутся люди, которые купили шины вчера или неделю назад или которые купят их, скажем, завтра, потому что послезавтра будет дороже. То есть если человек понимает, что ему осенью придется покупать новый комплект зимних шин, то лучше это сделать сейчас, на исходе зимнего сезона, когда цены не такие пока еще высокие, потому что осенью явно будет намного дороже», — пояснил автоэксперт.
Собеседник «Ленты.ру» добавил, что, несмотря на заявление ряда производителей о приостановке работы в России, их летних шин еще должно быть достаточно в продаже, поскольку «никто не заполняет склады за одни сутки».
«Производство идет круглогодично — полгода с упором на летние шины, затем полгода с упором на зимние. Поэтому, по идее, сейчас склады должны были быть уже заполнены летними шинами. Плюс есть другие производители, которые пока еще работают. Поэтому трудно сказать, когда наступит совсем все плохо, какой-то коллапс. У меня есть ощущение, что мы не окажемся в ситуации, когда шин вообще не будет», — полагает он.